А кто эта команда, о которой вы упомянули? Кто ищет новых художников и кто принимает решение о работе с ними?
Это три человека. Директор по коммуникациям, он очень силен в искусстве, у него серьезный бэкграунд и знания. Прекрасная леди из маркетинга, у нее большой опыт работы с художниками, она не арт-специалист, но знает, как взаимодействовать с людьми искусства. И я — я много путешествую, общаюсь с людьми, чувствую и понимаю, как мотивировать художников, это работа, которая мне очень нравится. У нас три разные ипостаси, мы работаем вместе и сообща.
Есть ли у вас какие-то табу — жанровые, стилистические или видовые, когда выбираете художников?
Нет. Совсем нет. Часто, смотря на работу, ты не можешь понять — это мужчина или женщина, какого возраста, из какой страны, с какими взглядами. Для оценки работы все это не важно. Для нас имеют значение только элегантность, вовлеченность и созвучность нашим мыслям и чувствам. И разумеется, мы никогда не ставим для них какие-то маркетинговые задачи — вот, нам с вашей помощью нужно сделать это и это.
Что значит ваше сотрудничество с людьми искусства? Что вы делаете для них, что они должны сделать для вас?
Я думаю, это работает по схеме вин-вин. Мы даем художникам возможность путешествовать. Например, для Джорджии Рассел или Юбера ле Галля, которые были не так хорошо известны, ну, может быть, в одной или двух странах, мы открыли мир. С нами они проехали по многим ярмаркам, буквально по всему миру: Европа, Россия, Америка, Япония, Австралия, Гонконг. Они открывали новые культуры, встречались с другими художниками. Это безусловно важно для их творчества. Мало кто из художников действительно много путешествует. Вот Лю Болин, китаец — до встречи с нами ни разу не был в Гонконге. И мы повышаем их известность — у наc происходят сотни событий, связанных с их работами, публикации в СМИ и так далее. Для нас же важно послать сообщение о том, что нас волнует, о планете, окружающей среде, и мы выбираем тех художников, которые могут рассказать эту историю, потому что гораздо эффективнее, мощнее и интереснее рассказать это через искусство, чем просто проговаривать словами. Когда ты пьешь шампанское, ты понимаешь, какое оно, какие сообщает эмоции. Но нам хочется, чтобы еще до этого момента, до первого глотка люди понимали нашу философию.
Нашей компании уже 290 лет, она очень уважаемая, старая, в ней много традиций. А работа с современными художниками делает и нас современными, инновационными, дает эту связь старого и нового, для нас это важно.
Как вы работаете вместе с художниками, даете ли вы им советы, направляете их, просите что-то сделать в работе, как это происходит?
По-разному. Иногда у нас есть тема, которую мы хотим раскрыть, есть идея, которую хотим донести, и мы ищем художника, который сможет это сделать. Лю Болин консультировался с нами, что бы мы хотели донести, и мы попросили его рассказать о savoir fair, нашей философии ответственной, экологичной работы, тем, кто никогда раньше не слышал о ней. Другие художники, как, например, Вик Мюнис, хотели, чтобы у них был полный карт-бланш в работе. Каждый раз мы договариваемся, делаем так, чтобы художнику было максимально комфортно.
У нас есть один обязательный момент — художник приезжает к нам в Реймс, в поместье, мы показываем ему все: виноградники, производство, погреба. Художник живет неделю прямо там, в нашем доме, наблюдая и вдохновляясь. Иногда он сразу говорит: «Смотрите, у меня родилась вот такая идея», иногда ему нужно переварить увиденное, и мы начинаем диалог позже. Дальше мы обсуждаем идею, решаем, сколько и каких работ он должен сделать. Тут тоже нет особых рамок, причем часто, наоборот, художники планируют проехать со своими работами по пяти выставкам, а в результате лично посещают сразу двенадцать. Все понимают — это не коммерческий проект, это искусство. Главное — чтобы и мы, и они чувствовали себя отлично.