Одно из первых доказательств этого статуса — полотно французского живописца Жана-Франсуа де Труа «Обед с устрицами», датированное 1735 годом; продавать шампанское в бутылках разрешил своим указом король Людовик XV в 1728 году, всего за шесть лет до этого. «Позировала» бутылка Дома Ruinart либо Chanoine: на тот момент только они продавали бутилированные шампанские вина. На картине фигурирует и ведерко со льдом — вот уже три столетия неотъемлемый атрибут не только искусства употребления игристого вина, но и art de vivre, «искусства жить» в целом.
В Россию шампанское попало при императрице Елизавете Петровне, то есть где-то в 1740—1750-е годы и немедленно стало едва ли не важнейшим национальным напитком — разумеется, только в кругу знати. Собственно, и в России, и во Франции, и во всем мире именно это и способствовало популярности шампанского: как сейчас все стремятся подражать кинозвездам, так в 18−19 веке все следовали за королевскими и самыми высшими дворянскими родами.
Шампанское быстро стало литературным героем. Уже в 18 веке про него писал Державин, а затем — и его самый главный ученик, Александр Пушкин. Он демонстрирует, пожалуй, самое глубокое знание предмета: в первой главе «Евгения Онегина» у него «вина кометы брызнул ток». Речь идет о шампанском от Дома Veuve Clicquot урожая 1811 года — этот год стал годом Большой кометы (в обозначениях астрономов — C/1811 F1), которую в Европе можно было наблюдать почти 300 дней.
Поэт не только в годах, но и в регионах разбирался. «Аи любовнице подобен/Блестящей, ветреной, живой» — сообщает нам Александр Сергеевич. Аи — город в 28 километрах к югу от Реймса, один из центров производства шампанского. Видимо, из-за своего напевного названия, Аи буквально прописался в русской поэзии. Его любил и старший приятель «нашего всего», поэт и бонвиван князь Петр Вяземский, пропевший оды всем главным маркам: «Моэт — вот сочинитель славный! Он пишет прямо набело»; «Несут вдову Клико, согретую в руках»; «Дар благодатный, дар волшебный/Благословенного Аи». Аи вспоминали Дельвинг и Баратынский. Последнему, за сравнение шампанского с «гордым умом, не терпящим плена» досталось от надзорных органов — усмотрев в этом намек на декабристское восстание, стихотворение «пиры» запретила цензура.
Позже про «золотое, как небо, Аи» вспомнил и Блок в своем донельзя декадентском стихотворении «В ресторане».