Истории
2020-08-17 12:50 История

Медведь, шоколад и простокваша: чем люди кормили своих богов

Гастрономические религиозные обряды


Медовый каравай у полабских славян

Довольно остроумный способ обеспечить хороший урожай. По осени община (полабские славяне жили в раннем Средневековье на территории Восточной Германии) пекла исполинский, в человеческий рост, медовый хлеб. Жрец прятался за этот каравай и спрашивал у соплеменников — «видно ли меня?» Нет, не видно — отвечали венды. «Так пусть не будет видно и в следующем году» — заключал жрец: мол, дай нам, бог плодородия, к будущей осени достаточно зерна и меда для такого же каравая, как нынешний. Затем, разумеется, начиналось пиршество. Часть каравая съедала община, часть получал бог (то есть его жрец).


Шоколад у майя

Лишить ацтека или майя какао — это как у современного человека телефон отнять. Какао-бобы были деньгами, мерой веса, показателем статуса и важнейшим ритуальным продуктом. Напиток чоколатль (в переводе «горькая вода») был крайне мало похож на современный шоколад — сильно вспененный, без молока, без сахара и с обилием пряностей (в первую очередь перца чили и ванили). За счет мощной концентрации какао и чили, чоколатль был мощнейшим стимулятором (разумеется, полагалось, что он должен придать молодому мужу бодрости).


Медвежатина у айнов

Нивхи и айны — коренные жители нашего Приморья и Японии, устраивали «Медвежий праздник». Община несколько лет растила взятого из тайги медвежонка. Его держали в клетке и окружали почетом — считалось, что люди произошли от божественных медведей. В день праздника животное выводили из клетки, устраивали с ним символическую борьбу, а затем с соблюдением ритуала убивали. Тушу свежевали, разделывали, а голову медведя водружали на специальный шест. Вся община ела медвежатину, а кости и потроха убитого «родственника» хоронили на особом кладбище, где покоились его ранее съеденные предшественники.


Пироги у осетин

Мало для кого пироги так же значимы, как для осетин. На любом приличном осетинском столе должно быть кратное трем число ритуальных пирогов с сыром. Они обозначают три главных понятия: «хуыцау» (божество), «хур» (солнце) и «зæхх» (землю). Если трапеза траурная, то подается четное число пирогов: пирог-«хур» отсутствует, «солнце жизни закатилось». Резать круглые пироги тоже следует по правилам: сначала произносится молитва, затем пирог разрезают на восемь частей, ни в коем случае не поворачивая тарелку: это в представлениях осетин гарантирует незыблемость основ мироустройства и стабильность жизненного цикла.


Молоко у калмыков

У калмыков есть специальный молочный праздник, Цаган Сар («Белый месяц»), когда все должны есть цаган иден («белую пищу»): тарг (простоквашу), тосн (сливочное масло) и ёрн (сливки). Цаган Сар — праздник весны, начала новой жизни. В это время кобылы и коровы рожают жеребят и телят, и дают, соответственно, особенно «жизненное» молоко. На этом молоке и масле всей семьей жарят сладкие лепешки-борцоки, которые потом делят на три части: для праздничной трапезы, для гостинцев родственникам и для подношения божествам (от местных духов до воплощений Будды). Разумеется, первыми свою порцию получают именно боги. Также в их честь принято кропить молоком очаг (в наши дни это может быть кухонная плита).


Рис и саке у японцев

Обряд Дайдзёсай совершается всего единожды во время правления каждого императора — в день его восшествия на трон. Готовиться начинают за несколько месяцев. Во время особого ритуала кибоку — гадания на черепаховых панцирях — священнослужители решают, на каких полях следует растить рис для священной трапезы (нужны два шлифованных и один нешлифованный сорт). В торжественный день новый император собственноручно подности божествам рис и блюда из него, вареных моллюсков аваби и два вида саке — сироки (светлое) и куроки (темное) — из того же священного риса. Вместе с богами блюда и саке пробует и сам император. Все, теперь можно править.

Соль в соцсетях:
Дзен
Telegram
INSTAGRAM